
Генеративный Коучинг: Практическое Использование Творческого Сознания
Между сознанием и бессознательным разум возвёл качели.
Все земные существа, даже сверхновые,
Колыхаются между двумя деревьями,
И ветер не стихает никогда.
Ангелы, животные, люди, насекомые, исчисляемые миллионами,
Также вращающееся солнце и луна;
Годы идут, и процесс продолжается.
Всё качается: небеса, земля, вода, огонь,
И в таинстве медленно тело зреет.
Кабир увидал это лишь на мгновенье,
И затем стал слугой на всю жизнь.
— Кабир (перевод Р. Блая)
Помогать людям улучшать качество их жизни – одна из старейших профессий в мире. Она предполагает множество форм: философию, предсказывание судьбы, шаманское исцеление, религиозные ритуалы, неформальные взаимоотношения, психотерапию и так далее, – но суть поиска человеком наставничества, лежащего в основе изменений жизни, остаётся всё той же. Практика генеративного коучинга, которую я разработал совместно с Робертом Дилтсом, – это третье поколение более ранней традиции профессиональной помощи людям. Эта краткая статья рассматривает генеративный коучинг сначала в историческом контексте, а затем описывает пять основных шагов этого подхода.
Генеративный коучинг: подход третьего поколения
За последний век было разработано множество разных методов, помогающих людям изменить их жизни. В отношении коучинга мы можем различить три поколения таких подходов. Первое – это традиционная психотерапия, изначально разработанная Фрейдом и другими. В основном, в данном подходе ориентация идёт на проблему (которую часто рассматривают как «психическое расстройство») и на прошлое клиента (исследуют негативные события, которые «привели» к этой настоящей проблеме). Идея заключается в том, что интеллектуальное понимание истории причины высвободит человека из оков его проблем. По сути, это попытка переделать прошлое путём высвобождения его в настоящем при помощи терапевта, эксперта извне, который диагностирует патологию клиента.
Для многих такой подход не являлся привлекательным, поскольку он: а) отнимал слишком много времени, б) являлся слишком дорогим, в) патологизировал и стигматизировал пациентов, и г) часто не создавал никаких или же привносил минимальные изменения в реальной жизни. В свою очередь, подход второго поколения ориентировался на ресурсы и позитивные цели человека, на преобладание действия над анализом, на будущее и поиск решений. Изначально были разработаны разнообразные методы краткой психотерапии, такие как гештальт-терапия Фрица Перлза, транзактный анализ Эрика Берна, гипнотический принцип утилизации Милтона Эриксона.
В то же время, в 60-х 70-х годах ХХ века, начало возрастать сопутствующее этим областям движение за человеческий потенциал. Это движение отвергало авторитарные и патологизирующие подходы в пользу позитивных изменений через расширенную осознанность, самоактуализацию и изменённые состояния сознания. Эти новые подходы объединяла клиентоориентированность и позитивная направленность, что разительно отличало их от методов первого поколения.
Подход второго поколения процветал в 1990-е годы с появлением того, что сейчас можно назвать «традиционным коучингом». Коучинг был не для «больных» или «побитых» пациентов, он предназначался для здоровых людей, которые хотели улучшить свою профессиональную или личную жизнь. Будучи свободным от ярлыков «безумия» и строгих иерархий, коучинг был привлекательным для многих людей и нашёл применение во многих сферах, таких как развитие жизни, бизнес, здоровье и спорт.
И тем не менее, выступая в противовес традиционной терапии, коучинг относился, например, к работе над эмоциями или внутренней осознанностью как к табу или не имеющим значение. Мы уверены, что такие ограничения не полезны и не нужны, и что лучший коучинг уделяет равное внимание как «внешней игре» целей человека, переживаний и практических выборов, так и тому, что Тим Голлвей (2000) называет «внутренней игрой» сознания человека. Такой подход предполагает, что вся реальность и идентичность являются сконструированными, и что состояние человека или группы, т.е. убеждения, намерения, восприятие, соматические шаблоны, мотивы поведения – это всё основа для таких конструкций (Гиллиген, 2012). Эта ориентация на интеграцию различных дуальностей в подходе «оба / и» – внешнее / внутреннее, проблемы / ресурсы, прошлое / будущее, когнитивное / соматическое – составляет то, что мы называем подходом третьего поколения.
Чтобы понимать разницу между этими тремя поколениями работы по изменениям, приведём небольшой пример. Джон – сорокалетний мужчина, живущий со своей матерью, работает специалистом по телефонным продажам. Если он придёт на традиционную психотерапию, ему, вероятнее всего, поставят диагноз в рамках какого-то психического расстройства, в котором он застрял, вроде депрессии, беспокойства, расстройства личности, – и работа будет сфокусирована либо на лечении лекарствами, снятии симптомов путём осознания их исторических причин (каких-либо негативных детских переживаний) или же на оспаривании его негативного или нереалистичного образа мыслей. Традиционный коучинг уделяет больше внимания его позитивным, направленным на будущее целям (к примеру, начало бизнеса) и поиску ресурсов (наставников, помощников, позитивных сообществ), а также действиям, необходимым для осуществления этих целей.
Генеративный коучинг концентрируется на том, чтобы цели/намерения Джона были конгруэнтными и резонирующими (как будет раскрыто ниже), затем на развитии наилучшего состояния сознания, чтобы позволить реализоваться этому позитивному намерению. Такая настройка на оптимальное состояние может включать соматическое центрирование; обнаружение и изменение негативных убеждений; открытие и интеграцию различных ресурсов; составление плана действий; обнаружение и изменение негативных эмоций и отношений, имеющих отношение к цели; открытие творческого сознания.
Таким образом, мы видим, что генеративный коучинг гораздо более широкий и глубокий вид работы, нежели традиционный коучинг. В генеративном коучинге подчёркивается идея того, что человек сам ответственен за свою жизнь, и генеративный коучинг приглашает людей научиться тому, как они могут воплощать свои мечты, овладевая своим собственным творческим сознанием. В то время как генеративный коучинг сохраняет позитивную ориентацию на будущее и «бесконечные возможности», он также охватывает весь опыт человека – позитивные и негативные внутренние переживания, исторический опыт, творческое воображение, соматические состояния и так далее – как потенциальные ресурсы для достижения позитивных целей. Для того, чтобы понять этот процесс немного лучше, обратимся к пяти основным шагам генеративного коучинга.
Пять шагов генеративного коучинга
Генеративный коучинг видит творческую работу как процесс дисциплинированного потока – это значит, что в течение всей творческой работы нужно не только получить доступ к творческому сознанию и доверять ему, но также и придерживаться определенных принципов для того, чтобы умело воплощать поток опыта в творческое действие. Мы видим, что эти принципы воплощены в пяти ключевых шагах.
Шаг 1. Определите позитивные намерения / цели
В сердце генеративного сознания лежит позитивное намерение жить творчески в этом мире. Позитивные намерения, пребывая в глубоком соматическом резонансе, являются «водителями» или организаторами творческого сознания; шаблонами бесконечных возможностей, сливающихся в специфические реальности вокруг них.
Позитивные намерения и цели можно определить, давая ответы на различные вопросы:
Чего именно вы хотите достичь?
В чём заключается ваша миссия?
В чём заключается ваше видение / мечта?
В чём заключается ваш зов?
Каково ваше наиболее глубинное намерение?
Во имя чего вы живёте?
Конечно, «позитивный» не означает «хороший» против «плохого», это скорее заявление о том, что человек хочет пережить или достичь в мире, – к примеру, интимные отношения, успешный бизнес, хорошее здоровье. Чтобы быть генеративными, эти позитивные цели также должны быть краткими. Под краткостью мы подразумеваем, что содержание определения цели должно быть пять слов или меньше. Скажем, клиента можно попросить выразить следующее утверждение:
То, что я больше всего хочу создать в моей жизни – это Х.
Х ограничено пятью словами или меньше. Это можно строго, но игриво, усилить тем, что коуч поднимает руку и считает количество слов, которые клиент произносит для содержания своей цели. Если лимит слов превышен, звучит игривое «бииип», и клиента просят подобрать более ёмкое словесное определение. Суть заключается в том, чтобы найти чистое, простое определение цели. Слишком много слов на данном базовом уровне засоряет воды осознания. В то время как вторичный уровень фоновой информации важен, его необходимо отличать от простой основы первичной цели.
Третье условие генеративной цели заключается в том, что она должна быть резонирующей. Это значит, что то, как клиент проговаривает свою цель, должно создавать ощущение как в говорящем, так и в слушателе(ях). Если намерение человека никого не затронуло, вероятно, у него нет никакой силы. Таким образом, основной вопрос, который мы используем в интервью, это:
Когда говорите / мыслите / испытываете Х, где в вашем теле больше всего ощущается центр?
Такие вопросы позволяют установить соединение вербального (когнитивного) разума с соматической базой, что, как мы верим, является ключевым для соединения разума и тела, что, в свою очередь, необходимо для творческого действия. Без этого соединения слова не имеют никакой силы. Когда человека учат ощущать соматическое / когнитивное соединение, лежащее в основе творческого сознания, слова становятся магией.
Даже несмотря на то, что эти три условия определения цели – позитивная, краткая и резонирующая – незатейливы, их не так-то просто воплотить на практике. Как мы уже отмечали в других трудах (Гиллиген, 2012; Гиллиген и Дилтс, готовится к печати), умелый коучинг, как правило, требуется для того, чтобы убедиться, что клиенты могут обнаружить и установить ощутимое прочувствованное соединение с их глубинными целями.
Джон, вышеупомянутый клиент, пришёл, чтобы встретиться со мной для сессии генеративного коучинга. Когда его изначально спросили о целях, он мог лишь сказать, что хочет «чувствовать себя лучше», «не жить с матерью», и «перестать беспокоиться». В рамках генеративного коучинга такие формулировки не расцениваются как хорошо сформированные, поскольку они слишком расплывчатые и / или негативны. Понадобилось несколько сессий для того, чтобы он ощутил и проговорил внутреннюю позитивную цель «создать успешную интернет-компанию». Это изменение пришло после того, как мы уделили время, чтобы помочь ему выработать генеративное состояние, что является вторым основным шагом данной методики.
Шаг 2. «Внутренняя игра»: разработка генеративного состояния
Для того, чтобы осуществлять свои мечты, люди должны быть способны развивать и удерживать творческие состояния сознания. Это ключевой момент второго основного шага генеративного коучинга. Иначе говоря, каждый человек активно создаёт свою реальность и опыт, и этот творческий процесс проходит сквозь множественные уровни фильтров или карт. Эти фильтры напоминают витражные стекла, которые преобразовывают творческое сознание в конкретные шаблоны эмпирической реальности (см. Гиллиген, 2012). Это карты множественных уровней идентичности, например, неврологический, культурный или индивидуальный, которые включают множество типов ценностей (убеждения, ощущение своего тела, ключевые ценности, идеи о будущем, шаблоны, передающиеся из поколения в поколение и так далее).
Конкретная реальность, возникающая в результате этого процесса, является совокупным отражением данных фильтров. К примеру, в ходе моего исследования в Стэндфордском университете о памяти, зависящей от состояния, мы обнаружили, что, когда люди были в конкретном эмоциональном состоянии (таком, как грусть), их когнитивные процессы, такие как память, восприятие, внимание, и предположения о будущем, основывались на этом состоянии (Гиллиген и Боуэр, 1984). Переход в другое состояние (такое, как радость) приводило к значительным изменениям в этих когнитивных процессах в сторону нового состояния. Таким образом, эмоциональное состояние является фильтром, через который воспринимается реальность.
Существует, конечно, множество других типов предубеждений. В генеративном коучинге мы различаем три основных типа фильтров: (1) соматические, (2) когнитивные и (3) реляционные (связанные с отношениями) поля. Можно заметить, что человек в проблемном состоянии имеет негативные шаблоны в соматических, когнитивных и реляционных полях: к примеру, сутулая или зажатая поза, отрицательные убеждения и критикующее окружение. Изменяя эти фильтры на более позитивные и высококачественные, становится возможным создавать новый опыт и реальность. Таким образом, генеративный коучинг уделяет много внимания тому, чтобы помочь клиентам развить «генеративное состояние».
Один из наборов аббревиатур, которые мы используем, чтобы исследовать этот процесс с клиентами, это КОУЧ против КРЭШ. КОУЧ означает центрированный, открытый, осознанный, соединённый и удерживающий пространство; КРЭШ означает сжатый, реагирующий, анализ-паралич, отделённый и травмированный / обиженный. Из состояния КРЭШ получаются проблемы и застревания, в то время, как состояния КОУЧ открывают творчество и позитивные отклики. Мы учим клиентов распознавать негативные состояния и переключаться в генеративное состояние перед тем, как доверяться своим мыслям или действиям.
В коучинговой сессии с Джоном он, очевидно, был в низкокачественном негативном состоянии, размышляя о своей профессиональной жизни: он беспокоился, обвинял себя, был зажат и сфокусирован на негативных образах. Мы исследовали то, как он мог развивать генеративное состояние, включающее центрирование, настройку на совокупность позитивных будущих и развитие воображаемого «ресурсного совета» (Гиллиген, 2012), состоящего из помогающих и дающих ему советы образов. Он практиковал это генеративное состояние множество раз в течение дня. Постепенно он заменил состояние КРЭШ генеративным состоянием КОУЧ, в частности, при работе со своей идентичностью. В результате произошли значительные изменения в продуктивности его работы.
Шаг 3. Предпримите действия
Как только обозначено намерение, и установлено генеративное состояние, человек готов творчески действовать в этом мире. Мы видим три части этого процесса: (1) планы, (2) действия и (3) оценка результатов с повтором процесса. Это ключевые части для большинства методик коучинга: клиента спрашивают, что он(а) хочет достичь и как он(а) мог(ла) бы этого достичь, и затем клиента поощряют предпринять действия. В зависимости от дальнейших обстоятельств, эти планы и действия обновляются соответственно.
Мы находим полезным, когда клиенты записывают свои планы, используя специфические «журналистские вопросы»: что, где, когда, с кем и как. Затем клиента просят взять на себя обязательство утвердить планы и хранить записи о своих действиях и результатах.
Существует множество других методов, которые мы используем для этого основного шага. Один из них – это попросить человека вести дневник, отвечая на два вопроса: (1) Что я сделал сегодня такого, что приблизило меня к достижению моей цели или намерения? (2) Что я сделал сегодня такого, что отдалило меня от достижения моей цели или намерения? Эта простая форма самоанализа может быть очень полезной при формировании поведения и восприятия по отношению к тому, чтобы жить более позитивной жизнью.
Мой клиент Джон составил планы и предпринял действия во многих областях своей рабочей жизни, включая наём нового персонала, изменение маркетинговых стратегий, перепроектирование практик подготовки персонала и реорганизация того, как он проводил время на работе. Как это зачастую и бывает, только тогда, когда он предпринял действия, он смог увидеть, что нужно делать для того, чтобы вещи работали лучше.
Шаг 4. Преображение препятствий
На любом творческом пути встречается множество препятствий. Они могут быть внешними, такими как люди или учреждения, которые пытаются помешать развитию, финансовый кризис или проблемы со здоровьем, неудачи или разочарования. Это могут быть также внутренние обстоятельства, такие, как негативные убеждения или эмоции, психическая двойственность или отсутствие мотивации. Генеративный коучинг видит творческое использование и преображение таких неизбежных шаблонов как основу для успеха и роста, частично потому, что игнорировать эти препятствия – значит быть ограниченным ими, но, что более важно, потому что эти негативные шаблоны могут нести в себе энергию и потенциальные ресурсы. Таким образом мы применяем к проблемам своего рода подход айкидо, переключаясь от непродуктивных ответов типа «бей / беги / замри» к творческому потоку для превращения проблем в решения (Гиллиген, 1997; 2012). Это одна из уникальных и отличительных черт генеративного коучинга, как это детально раскрыто в предстоящей к выходу книге.
Лежащая в основе идея заключается в том, что творческое бессознательное как эмпирический шаблон имеет множество достижимых форм, как негативных, так и позитивных, в зависимости от результата человеческой связи с ним. К примеру, неустрашимость может быть как позитивной (сфокусированность, самозащита, решительность), так и негативной (злость или деструктив) в зависимости от того, с какой степенью человечности это качество воспринимается. Привнося позитивное и умелое соединение в негативный опыт, его можно трансформировать в приемлемую форму.
К примеру, Джон обнаружил, что неспособен удерживать своих менеджеров по продажам, ответственных за выполнение квоты на сбыт. Он обнаружил, что он боялся разозлиться, во избежание повторения той злости, которую проявлял его отец. Соединившись с гневом и страхом в качестве «энергий» своего тела, он обнаружил пути того, как развить и интегрировать их позитивные версии чувствительности и сфокусированности.
Шаг 5. «Продолжать в том же духе»: практики генеративного саморазвития
Принимая во внимание ключевой принцип, что состояние сознания человека является первичным и решающим фактором того, какие реальности и переживания возможны, финальный шаг в процессе генеративного коучинга обеспечивает развитие клиентом позитивных практик разума / тела для того, чтобы продолжать совершенствоваться и расти.
Я обычно говорю об этом с клиентами в рамках трёх основных столпов успешной и счастливой жизни. Первые два – это работа и любовь (семья, близкий человек и так далее); большинство людей согласны с тем, что успех в этих областях является основой для счастья, здоровья и творческой жизни. Третий столб «хорошей жизни» – это практики. В то время как работа и личные отношения сопряжены с ответственностью и вниманием к другим, практики в основном касаются чистосердечного внимания к самому себе. Примеры включают ведение дневника, медитацию, прогулки, чтение, физические упражнения, практики для самоутверждения и многое другое.
Я люблю говорить, что вы хороши лишь настолько, насколько хороши ваши практики. Если вы преданы усовершенствованию качества вашего сознания на ежедневной основе, ваша жизнь будет становиться лучше; если нет – вероятность позитивного развития значительно меньше. Наиболее частое оправдание для того, чтобы не заниматься регулярными практиками, – это «я слишком занят сейчас». Мы бросаем вызов этому оправданию, подчёркивая, что большинству из нас никогда никто и не даст время на практику, мы должны взять его, например, несколько 20-минутных практических сессий с собой в день. Такие практики не только улучшают качество опыта и продуктивность, они также предоставляют расширенное ощущение времени, необходимое для благополучия и творческого сознания.
Мы помогаем клиентам выяснить, какие практики являются наиболее полезными и результативными для них, и сфокусироваться на том, чтобы клиенты выполняли эти практики на постоянной основе. Возвратимся к Джону, который считал, что длинная прогулка каждое утро была необычайно полезной, так как он гулял каждый раз, когда чувствовал себя погрязшим в беспокойстве, думая о работе. Он также вернулся к старой практике игры и сочинения музыки, и это воссоединило его с вдохновляющей и творческой энергией.
Благодаря этой тяжёлой работе и позитивным изменениям, жизнь Джона наладилась. Его компания с более чем 80 сотрудниками сделалась невероятно успешной, и он встретил женщину, которая стала не только его генеральным менеджером, но также его женой! Как он сказал, теперь он жил «жизнью своей мечты». Далее появились другие испытания, но его продолжающееся обязательство тренироваться и жить из генеративного состояния позволило ему удачно прокладывать каждый шаг на пути. В последний раз, когда мы встречались, он был обеспечен, здоров и счастлив.
Резюме
Мы рассматриваем генеративный коучинг как третье поколение работы по изменению. Он включает большинство основных принципов и методик традиционного коучинга: акцентирование на позитивных целях, ориентацию на будущее и план действий, а также большое внимание к состоянию сознания человека, включая его негативные эмоциональные состояния. Уделяя равное внимание как «внутренней игре», как и внешней жизни, генеративный подход способствует появлению новых возможностей. Привнося позитивное любопытство и умелую ориентацию в негативные переживания (ставя их на службу во имя позитивных целей), возрождается утерянная энергия, и обнаруживаются новые навыки. Основной целью генеративного коучинга является соединение клиентов с творческим сознанием, являющееся необходимым для создания счастливой, успешной и имеющей глубокое значение жизни.
Роберт Дилтс и я были студентами Калифорнийского университета в Санта-Крузе в середине 70-х годов, одновременно мы были частью группы зарождающегося нейролингвистического программирования. В то время как Роберт стал одним из самых значимых разработчиков и преподавателей НЛП (Дилтс, 2003; Дитлс/Делозье/Бэйкон-Дилтс, 2010), мой путь лежал через эриксоновский гипноз и психотерапию к генеративному подходу. (Гиллиген, 1997; 2012). Мы воссоединились примерно десять лет назад и с тех пор совместно разрабатываем различные методики в генеративных изменениях (см. Гиллиген, Дилтс, 2009). Генеративный коучинг является кульминацией такого сотрудничества. Материал из этой статьи детально излагается в нашей готовящейся к выходу книге «Генеративный коучинг: искусство творческого сознания».
Оригинал статьи:
https://www.stephengilligan.com/new-blog/2017/3/16/generative-coaching-the-practical-use-of-creative-consciousness
Перевод Александр Оноприенко: https://www.facebook.com/alexandr.onoprienko