
И то, и другое. Обе стороны одновременно. Стивен Гиллиген. Перевод Анна Громова
Обе стороны одновременно:
дуальность и генеративный (порождающий) транс
(Душа) Не видит радость и печаль
Как два разных чувства.
Она с нами, лишь когда они вместе.
Мы можем полагаться на нее,
Когда ни в чем не уверены
И любопытствуем обо всем.
В. Шимборска («Немного о душе»)
Великий квантовый физик Нильс Бор говорил, что есть два уровня правды. На поверхностном уровне противоположность истинному утверждению – это ложь. На более глубоком уровне противоположность истинному утверждению – это также истина. В генеративном трансе эти два уровня соответствуют сознательному разуму и креативному бессознательному. Мы видим сознательный разум как закрепленный (связанный) с конкретной позицией в системном поле (множества точек зрения), в то время как креативное бессознательное расположено в поле (множества позиций). Дальше мы увидим, что сознательный разум нам полезен, когда нам нужно повторить сформированные ранее паттерны, в то время как креативное бессознательное лучше использовать, когда нужны новые поведенческие паттерны или понимания.
Конечно же, легко застрять в жесткой (ригидной) позиции сознательного разума, а значит, повторять прошлое. Поэтому, главным фокусом внимания генеративной трансовой работы является освобождение сознания от фиксированной позиции с тем, чтобы стало возможным обучение новому. Центральный способ, позволяющий это сделать – это процесс комплементарности (взаимодополняемости), в котором внимание одновременно настроено на множественные (часто противоположные) позиции: например, я ранен, И я целостен и неранен; я связан с другими, И я отделен. Когда мы удерживаем в центрированном открытом состоянии эти «обе/и» позиции, это разрушает «тиранию единственной истины» и открывает врата «бесконечным возможностям» творческого Я (Self). Однако, когда эти же паттерны находятся в неинтегрированном контексте (например, в ситуации стресса), это может отбросить нас в бездну симптома или страдания. В данной статье исследуется, как эти общие положения создают краеугольный камень генеративной трансовой работы.
- Дуальность – это базовая психологическая единица, лежащая в основе проживания нами опыта реальности.
В своей основе, когнитивный разум организован вокруг дуальностей. Все содержит свою противоположность и реальность конструируется через динамические взаимоотношения между противоположностями: вдох и выдох, я и другие, покой и движение и т.п. Одно из базисных различий между сознательными разумом и креативным бессознательным лежит в этих отношениях с противоположностями: сознательный разум организован вокруг «один из двух/или» отношения и отдает предпочтение какой-либо одной стороне перед другой. В то время как креативное бессознательное удерживает отношения «оба/и», в которых обе стороны участвуют одновременно .
- Когда противоположности удерживаются в ритмичном балансе, жизнь идет хорошо.
Когда мы рассматриваем сознательный разум в качестве управленца, претворяющего в жизнь видение креативного бессознательного, сбалансированное переключение между позициями имеет смысл. Так как для того, чтобы создать что-либо в мире, одно значение должно быть выбрано вместо другого в каждый момент времени. Например, чтобы ходить, нам нужно поставить вперед сначала одну ногу, потом другую, потом снова «первую» и так далее. До тех пор, пока есть ритмичный баланс, проблемы нет. Мы упорно работаем, потом отдыхаем, потом снова работаем; мы связаны с другими людьми до тех пор, пока не наступает момент уединения, который через время возвращает нас снова к связи с другими; у нас есть стабильное представление о мире, которое в итоге оказывается несостоятельным и нестабильным, что приводит к новой стабильности. Таким образом, сознательный разум реализует видение креативного бессознательного (см. Макгилкрист, 2010).
- Когда противоположности удерживаются в жесткой оппозиции, где одна сторона представлена как «хорошая», а на другую навешен ярлык «плохая», возникают проблемы и симптомы.
И хотя каждая сторона двойственности (комплементарности) может быть использована и позитивным и негативным способом, и может быть прожита и выражена воистину бесконечным числом возможных форм, очень легко оказаться замкнутым в фиксированных оценках и суждениях. Это блокирует ритмическое переключение между противоположностями, являющееся ключевым для креативного раскрытия и тем самым создает симптомы. Например, Клэр выросла в семье, где главным правилом было «Всегда упорно работай» с естественно вытекающими отсюда предписаниями «никогда не отдыхай» и «никогда не расслабляйся». Ее семья была исключительной, большая часть членов семьи были очень успешными людьми, которые также много делали для сообщества. Они были похожи на старый клан Кеннеди, где отпуск проводили, участвуя в обязательных энергичных спортивных соревнованиях.
В этой семье ценность зафиксировалась вокруг комплементарности «активность/отдых», где быть активным – это «хорошо» и означало всегда работать и преуспеть в мире, в то время как отдых означал что-то «плохое» и подразумевал сидеть без дела и чувствовать себя виноватым и никчемным. Это пример того, как сознательный разум переоценивает одну из сторон и если она удерживается в состоянии нейромышечного зажима, это создает жесткую диспропорцию. Юнг говорил, что бессознательное всегда компенсаторно, то есть стремится вернуть баланс, который нарушается сознательным разумом. Таким образом, неудивительно, что Клэр развила симптом, подразумевающий неспособность быть активной, в частности, странный вид хронической усталости, который приковывал ее к постели и не давал возможности работать. В генеративной трансовой модели мы считаем, что симптом обретает негативную форму, потому что его корневой паттерн удерживается в рамке негативного человеческого отношения.
Главный фокус работы генеративного транса в том, как удержать обе стороны этих отношений позитивным способом, чтобы посмотреть, как они могут «заняться любовью, а не войной». Таким образом, Клэр была погружена в генеративный транс и приглашена поприветствовать ту ее часть, которая вызывала хроническую усталость. Когда я спросил эту часть о ее намерении и потребностях, пришел очень трогательный ответ: «Я просто хочу сдаться». Через несколько мгновений тишины, она добавила: «Но я так люблю свою работу».
В ее фиксированном понимании эти комплементарные (взаимодополняющие) потребности – инь «сдаться» и ян «работать» – были взаимно исключающими, тем самым порождая симптом. В генеративном трансе, мы исследовали, как конфликтующие стороны симптома могут быть прочувствованы как часть более глубокого единства, такого, в котором их сбалансированная интеграция приведет к креативному прорыву, а не к разрушающему срыву. Клэр, таким образом, была приглашена в состоянии генеративного транса позволить ее креативному бессознательному развить новые способы проживания и выражения интегрированных форм этой комплементарности, то есть И делать хорошо свою работу, И оставаться связанной с собой и расслабленной. Нахождение баланса между этими двумя сторонами стало существенной частью ее процесса исцеления.
- Когда обе стороны дуальности удерживаются негативным образом и активизируются одновременно, возникает глубокое расщепление и негативные симптомы.
В то время как обычно одна сторона дуальности доминирует, периодически активизируются они обе одновременно и равнозначно. Это производит странный и мощный эффект: сознательный разум «распадается» и открывается квантовое поле бессознательного. Это может быть что-то такое простое и радостное, как хорошая шутка. Одна из любимых шуток Милтона Эриксона была следующей:
Мистер и миссис Биг [Большие – прим. перев.] родили ребенка. И теперь каждый хочет знать, кто же самый большой из Бигов.
И конечно, ребенок был маленьким Большим.
Смех от шутки рождается, когда две разных рамки восприятия – в нашем случае, это Большой и большой – удерживаются одновременно. Оковы сознательного разума схлопываются, и креативное бессознательное освобождает музыкальность смеха.
В генеративной трансовой работе мы видим удерживание противоположных сторон дуальности как краткую формулу генеративного транса. Другое столь же важное утверждение состоит в том, что бессознательное может быть позитивным или негативным в зависимости от отношений с ним; так некоторые результаты транса могут быть определенно негативными. Например, исследование Бейтсоном (1955/1972) шизофрении привело его к коммуникативной теории «двойного послания», согласно которой шизофренический опыт и поведение является ответом на противоречивые сообщения, данные в негативном контексте. Так мать могла бы просить своего ребенка подойти ближе (вербальное сообщение), одновременно, настаивая, чтобы он оставался на расстоянии (невербальное сообщение). Эти двойные послания сопровождались бы тремя молчаливыми (непроговариваемыми) правилами: нельзя делать метакомментарии двойных посланий; какой бы вариант ответа ты ни выбрал, он будет неправильным; ты не можешь выйти из такого общения. Согласно Бейтсону такой паттерн шизофреногенного двойного послания пробуждает в респонденте структурно похожий ответ, а именно, “schizo” (расщепление) “phrenos” (разума).
Недавно похожий вариант негативного двойного послания (двойной связки) был предложен Питером Левином (2010) в его революционной работе по травме. Он описал межвидовой ответ на травматическую угрозу, своего рода «травматический транс», в котором животное замирает, пойманное в застывшей неподвижности, либо скручивается в беспомощности. Он особенно подчеркивает, что первоначальный ответ на угрозу – это либо бегство, либо борьба. Если ни один из этих, основанных на лимбической системе ответов недоступны, устанавливается своего рода «негативная двойная связка», которая создает «негативный транс».
В более обобщенном варианте, мы видим большинство симптомов в терминах яростного столкновения противоположностей. Простое представление проблемы выглядит так: я хочу Х, но вместо этого происходит У.
В этом случае Х и У могут быть рассмотрены как два дополняющих фактора, которые, будучи задействованы при взаимоподавляющих отношениях, сокрушают единую позицию сознательного разума и создают беспокоящий (неинтегрированный) опыт «оба/и» бессознательного, то есть негативный транс или симптом. Как мы увидим дальше, транс создает безопасный и устойчивый контекст, в котором конфликтующие части могут быть распутаны и затем интегрированы в дуалистичную целостность.
- Когда обе стороны комплементарности удерживаются позитивным образом и активируются одновременно, возникает творческая интеграция и новое осознание.
Один из самых значительных вкладов Г. Бейтсона (1955/1972) состоял в продвижении его идеи о коммуникации с «двойным посланием» за пределы понятия шизофрении, в которой он предположил, что любая по-настоящему человеческая коммуникация содержит двойные послания. Это, в том числе, и юмор, игра, зрелая любовь (когда двое партнеров создают пространство, включающее разницу индивидуальных позиций, плюс третью «мы»-позицию) и гипноз (где имеется два уровня опыта: сознательного и бессознательного разума). В этих контекстах двойственное качество коммуникации открывает более глубокое измерение за пределами рамки единственности, присущей сознательному разуму. В своей более поздней работе он подчеркивал, что любое экологичное описание должно включать «двойное описание» – как минимум две разных, даже противоположных перспективы (угла зрения). Когда два различных описания эстетически скомбинированы, открывается более глубокое измерение, похожее на процесс бинокулярного зрения или стереофонического слуха.
Эта способность проживать кажущиеся противоположными реальности в трансе известна как трансовая логика (Орне, 1959) и, как правило, относится к одному из описываемых феноменов трансового опыта. Частично это отражает структуру гипнотической коммуникации, где человеку дается парадоксальное внушение сделать что-то, но не на сознательном уровне. Например, ваша рука начнет подниматься сама по себе, без вашего сознательного усилия. Конечное переживание парадоксально: я одновременно поднимаю руку (физически) И (сознательно) не поднимаю ее.
Трансовая логика принимает множество разных форм. Например, когда мне было 20 лет, я сидел в офисе у М. Эриксона со своим другом. Пол, ему тоже было 20, в то время носил пышные усы. Эриксон сопроводил Пола в приятный транс, включая возрастную регрессию. Когда Пола спросили, он ответил, что ему 4 года. И он выглядел и говорил именно на этот возраст! Всегда любящий пошутить, М. Эриксон спросил Пола, что у того над верхней губой (там, где усы). Пол на мгновенье встревожился, а потом сказал в лучшем 4-годовалом стиле: «Ничего!». Эриксон игриво настаивал, предположив, что, возможно, Пол поел хлопьев на завтрак, так как у него на верхней губе точно что-то есть. Его предложение Полу протянуть руку и дотронуться до верхней губы, чтобы выяснить, что же там есть, было встречено твердым отказом. Эриксон спросил почему, и Пол ответил: «Я знаю, что там!». «И что же там?» – спросил Эриксон. «Волосы!» – ответил Пол. «Но что волосы делают на губе у 4-летнего мальчика?» – вопросил Эриксон. Пол сделал паузу, как бы погружаясь глубже в транс, чтобы найти ответ, потом просветлел и ответил: «О, это легко! Это с тех времен, когда я был старше!». Эриксон засмеялся и согласился: «Да, это с тех времен, когда ты был старше». И потом он говорил о том, что в трансе вы можете быть и взрослым и ребенком одновременно множеством разных способов.
Ценность такой возможности, надеюсь, самоочевидна. Представьте креативность «обеих сторон одновременно», например, зрелость взрослого и невинность ребенка, ощущение себя частью чего-то и отделенность от этого; удерживание чувства, когда сразу желаешь что-либо и не нуждаешься в этом.
Интересно, что способность с удовольствием переживать противоположности была обнаружена большим числом исследователей как центральная характеристика творческих гениев. Артур Костлер (Arthur Koestler, 1964) в своей знаковой книге «Акт творения» предположил, что центральным в творческом процессе является процесс со-единения (bisociation), когда две прежде несвязанных идеи интегрируются вместе. Френк Баррон (Frank Barron, 1969) обнаружил, что творческие гении сильны в трех областях: 1) желание/способность пребывать в состоянии «не-знания» с активным любопытством; 2) глубочайшее чувство нерушимой непоколебимости как только была выработана убежденность; 3) признание парадоксов, противоречий и других форм логики «оба/и». В другом исследовании 91 творческого гения Чиксентмихайи (1996) обнаружил, что этим исключительным людям свойственно 10 характеристик, все из которых относились к качествам «оба/и». Например, они были очень активны и энергичны и при этом проводили значительную часть времени в задумчивой мечтательности и трансо-подобных состояниях; они любили подурачиться и были весьма дисциплинированы; проявляли черты как экстраверсии, так и интроверсии.
- Генеративный транс – это прекрасный контекст для творческой работы с ключевыми противоположностями, лежащими в основе восприятия реальности или идентичности.
То, что позволяет каждой части системы идентичности ощутить принятие, уважение и поддержку, – это позитивный контекст. Его деконструирующая природа позволяет разным поверхностным формам, связанным с частью (идентичности), быть растворенными, а новым возможным формам быть исследованным (проявленным). Его текучесть позволяет множеству возможных связей быть выявленными. В своей сути, генеративный транс – это творческое поле, которое содержит в себе практически неограниченный потенциал для нового сознания. Человек выходит из идентификации с одной позицией (в противовес другой) в поле, которое содержит взаимодействие всех точек пространства, всех позиций восприятия. Таким образом, конфликтные отношения могут быть расплетены и возвращены обратно в игру, позволяя новым связям медленно двигаться в сторону интегрирующего крещендо, которое дает рождение новым измерениям.
Все вышесказанное лишь слабый намек на центральную важность для творческого сознания логики «оба/и». Счастье, здоровье, исцеление и творческая деятельность – это все выражение эстетического разума, который соединяет части в целое системной идентичности. Примеры такого эстетического разума включают в себя музыкальную симфонию, вкусную еду, превосходную книгу, хорошо функционирующую семью или бизнес, или творческую личность. В таких системах, множественные позиции динамически работают для создания чего-то, что лежит за пределами суммы частей.
Все части не являются одинаковыми в такой системе. Фактически, ключевой паттерн – это соприкосновение противоположных сторон: пункта и контрапункта, сладости и кислоты, радости и страдания и т.п. Это соединение противоположностей иногда называют «магией конфликта» в боевом искусстве айкидо, где различия смешиваются, чтобы создать что-то новое (Помним, что так был создан каждый из нас!). Этот творческий рост требует удерживающего контекста, в котором каждая сторона в равной степени уважаема, ценится и включена в систему. Когда этого не происходит, конфликт создает симптом и страдания.
В генеративной (порождающей) трансовой работе мы всегда выискиваем возможность для того, чтобы творческая целостность могла стать реализованной. Для каждой истины или позиции, которая выражена, нам интересно найти лежащую под ней комплементарную (дополняющую) позицию, которая несет сознанию большую цельность. В сплетении этих противоположных позиций в музыкальную мандалу внутри недуального поля генеративного транса может произойти истинный рост Я (Self).
А это, поверьте, опыт, стоящий того, чтобы его испытать.