
Принципы и процесс спонсорства. Стивен Гиллиген. Перевод Анастасия Макеенко
ПРИНЦИП И ПРОЦЕСС ОКАЗАНИЯ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА
Последние 20 лет многие развивают и углубляют наследие Милтона Эриксона. Я в своей практике перешел от традиционной эриксоновской работы (см. С.Гиллиген «Терапевтические трансы») к развитию неоэриксоновского направления психотерапии self-relations («отношения с самим собой» – комментарий переводчика). Как и эриксоновская работа, self-relations подчеркивает позитивные аспекты проблемы и симптомов. Подобные нарушения «нормальности» рассматриваются как признак того, что в жизни человека или сообщества что-то пробуждается. Такие нарушения – это кризис, который может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, это (часто скрытые) возможности значительного роста (большинство из нас помнят негативные события: смерть, развод, болезнь или зависимость,которые привели к важным позитивным изменениям в жизни). С другой стороны, данные нарушения могут быть весьма разрушительными: мы впадаем в депрессию, становимся импульсивными, демонстрируем иное поведение, которое приводит к проблемам. В подходе self-relations предполагается, что последствия кризиса зависят от того, можем ли мы оказать покровительство данному нарушению посредством умелого человеческого присутствия.
Принцип и процесс оказания покровительства («sponsorship») – это альфа и омега self-relations. Слово «sponsorship» происходит от латинского «spons», что означает «дать торжественное обещание, ручаться». Поэтому покровительство – это клятва помогать человеку, в том числе себе, использовать каждое событие и переживание для напоминания о доброте и способностях человека, о мире, а также об их взаимодействии. В self-relations предполагается, что переживание, возникающее в жизни человека, изначально не является полностью человеческим, оно не представляет ценности в человеческом мире, пока человек не окажет ему покровительство.
Хороший пример этому можно найти в выдающейся жизни Хелен Келлер (см. Х.Келлер «История моей жизни», 2003). В 1,5 года у Келлер была тяжелейшая болезнь, после которой она осталась слепой и глухой на всю жизнь. Следующие шесть лет она провела в темном и изолированном от окружающих мире, состоящем из интенсивных ощущений, гнева, самопоглощенности, тщетности своих усилий. Никто не мог установить с ней контакт, и она не могла найти способ напрямую общаться с другими людьми. Когда ей было 7 лет, в ее жизни появилась Энн Салливан – социальный работник, которая стала покровителем Хелен. Как писала Келлер: «Самый важный день в моей жизни – это день, когда первый раз пришла моя учительница Энн Мансфилд Салливан. Я не перестаю удивляться невероятному контрасту между двумя жизнями: до и после этого момента».
Общаясь с Энн Салливан, Келлер вернулась в мир живых и больше никогда не возвращалась назад. Она стала одним из самых умных, вдохновенных и человечных людей прошлого века.
Различие между этими двумя состояниями (Хелен Келлер до того, как ей оказали покровительство, и после) обнаруживается в каждом из нас на многих уровнях. Его легко увидеть в маленьких детях, которые не умеют описывать свои ощущения (голод, усталость, одиночество, злость), не могут оказать им покровительство, и просто бессмысленно выплескивают их с помощью различных действий до тех пор, пока чуткий взрослый не поймет их значения и не обратит на них внимания. В хорошем случае со временем ребенок учится распознавать свои чувства и состояния и покровительствовать им самостоятельно, становясь ответственным («re-spons-ible» – в английском языке корень этого слова такой же, как в слове «spons-orship» — комментарий переводчика) человеком.
Именно в этот момент клиенты обращаются к психотерапевту: их все больше беспокоят переживания или поведение, которые они не могут контролировать. И хотя здравый смысл любого человека, включая клиента и психотерапевта, подсказывает, что надо во что бы то ни стало подавить, уничтожить или любым другим способом избавиться от своих негативных особенностей и таким образом восстановить старое, «нормальное» Я, подход self-relations, основываясь на наследии Эриксона, изучает, как можно оказать покровительство таким «ужасным» переживаниям, увидеть в них дары, получаемые в процессе развития.
Так, «депрессия» может оказаться подарком, который сигнализирует о том, что клиент не может больше жить с ложным Я, которое старается достичь счастья за счет угождения другим людям или достижения результатов любой ценой. Зависимость помогает человеку обнаружить, что у него есть разум больший, чем его интеллект. Неудача в браке может заставить человека научиться говорить о своих настоящих чувствах. Тревога может помочь человеку открыть в глубине самого себя «нежный мягкий центр».
Покровительство включает в себя много процессов, которые позволяют трансформировать эти кажущиеся негативными переживания и выявить их глубинный позитивный смысл. Принимающий аспект покровительства – аспект «инь» – включает в себя принятие, позволение своему сердцу быть открытым, создание места или святилища, утешение, мягкое удержание проявляющегося переживания, любопытство, глубокое слушание и человеческое присутствие, полное доброты и понимания. Активный аспект покровительства – аспект «ян» – включает в себя непреклонное следование к цели, интенсивное внимание, сопровождение, установление пределов и границ, постановку под вопрос самоограничений и установление отношений между переживанием, которому оказывается покровительство, и другими ресурсами. Посредством умелого сочетания этих и других процессов покровительства переживание или поведение, которое, как казалось, не имело ценности для самого человека или сообщества, может быть трансформировано из формы «оно, это» в форму «ты». Тогда к нему можно прислушиваться, его можно ценить и позволять ему развиваться внутри себя и в человеческом сообществе.
Перевод: Анастасия Макеенко, Коуч, Психолог, Практик Генеративного Коучинга, сертифицирована по Генеративному Трансу.
https://www.facebook.com/Psychologist.Anastasia.Makeenko/