
История о Топ-Менеджере, которую не слушали коллеги. Роберт Дилтс и Стивен Гиллиген. Перевод Галина Бутенко
Генеративный Коучинг: Роберт Дилтс и Кармен, топ-менеджер компании: “Я хочу привнести новшества и внести изменения, но они не слушают”.
РД: Итак, начнем. Пожалуйста, расскажи мне немного о том, где ты отстраняешься от своего призвания. Где это происходит? Что именно происходит в твоем внутреннем и внешнем мире?
Кармен: В моей жизни бывают такие моменты, когда я пытаюсь что- нибудь сделать, но вдруг появляются разные неприятные мысли, а потом я чувствую и ощущаю все, просто будучи очень скованной.
РД: В каких ситуациях в твоей жизни это происходит чаще всего?
Кармен: В компании, где я работаю.
РД: В компании, где ты работаешь. Бывают ли у тебя в компании такие моменты, когда кажется, что приходится сильнее бороться с собой, например во время заседаний или во время презентаций, или где-то еще?
Кармен: На определенных заседаниях.
РД: Так, они бывают на каких-то определенных заседаниях. А там бывают какие-то определенные люди или типы людей?
(Кармен кивает.)
(К аудитории.) Итак, чтобы начать упражнение, определите несколько конкретных ситуаций, где человек теряет свой центр и оказывается захвачен полями негатива. На днях я обучал одного человека, который каждый раз, как он входил в комнату совета директоров компании, чтобы провести презентацию, чувствовал, что атмосфера там настолько плотная и тяжелая от напряжения, что невольно становился все меньше и меньше. Это была та конкретная ситуация, где он терял соединение со своим призванием и со своим центром.
(К Кармен.) И я понимаю, Кармен, что и у тебя, в твоем мире, в твоей компании бывают такие моменты — на определенных заседаниях с определенными людьми, когда это становится проблемой. (Кармен кивает.)
Хорошо, давайте исследуем, как ты могла бы изменить такое положение.
Сначала я хочу попросить тебя на очень короткое время окунуться в ту проблемную ситуацию. Мы называем это «попробовать яду». Итак, когда будешь готова, выйди вперед и войди в эту ситуацию, позволив себе внутренне ощутить, на что это похоже. (Кармен выходит вперед.)
И просто позволь себе видеть то, что ты видишь, слышать то, что ты слышишь, и чувствовать то, что ты чувствуешь в том состоянии… и, когда ты будешь готова, расскажи мне о том, что ты будешь осознавать.
Кармен: (Напрягается.) …Я вернулась в ситуацию на работе.
РД: Да. И в то время, как ты вернулась в ту ситуацию, ты чувствуешь напряжение в теле?
Кармен: Да, очень сильное.
РД: Это похоже на то, о чем говорил Стивен. Как тренер вы пропускаете воображаемый камешек-гальку через разум и тело клиента, проверяя, где внутри него существуют энергетические блоки. В каких местах его канал перекрыт? А затем вы можете свериться с клиентом… Кармен, где ты чувствуешь какое-нибудь сжатие или стягивание?
(Кармен указывает на грудь и на плечи.)
Спасибо. И если бы ты поставила слова на место этого неблагополучия… туда, где ты чувствуешь эту турбулентность… какое негативное послание она несет?
Кармен: Они не слушают.
РД: И почему они не слушают? Что они говорят о тебе? Каково их послание тебе?
Кармен: Я хочу привнести новшества и внести изменения.
РД: Ты хочешь привнести новшества и внести изменения. Это — твое призвание. И каков их ответ? На что он похож: на «Мы этого, здесь не любим» или на «Ты недостаточно хороша»?
Кармен: «Мы не понимаем».
РД: Да. Они говорят: «Мы не понимаем. У тебя нет смысла». И когда ты это слышишь, возникает ли у тебя вместе с этим еще какое-нибудь чувство?
Кармен: (Она еще больше напрягается, кажется, что ей очень неловко, и кивает головой.) Да.
РД: (К аудитории.) Итак, вы довольно ясно можете заметить, что по мере того, как Кармен входит в ситуацию на работе, она теряет свой центр. Как будто ее канал становится все уже и уже. Ее дух больше не раскрывается в поле, он сжимается. И задача состоит в том, как это преодолеть.
(К Кармен.) Итак, Кармен, теперь я хотел бы, чтобы ты отступила назад и вышла из той ситуации. (Кармен отступает назад, вздыхает.) Хорошо. А теперь давай настраиваться на твое призвание. Вспомни наше предыдущее упражнение, где мы центрировались и затем произносили свое призвание.
Удели несколько минут тому, чтобы его почувствовать, затем шагни вперед и громко назови свое призвание.
Кармен: Мое призвание — идти по пути общения.
РД: Так, хорошо. И отметь, чувствуешь ли ты себя центрированной, когда это говоришь, и особенно — когда я тебя мягко толкаю. (Роберт очень мягко толкает Кармен в плечо.)
Кармен: Нет.
РД: Отсюда тоже так не выглядит и не чувствуется.
СГ: И это нормально, между прочим. Когда человек касается своего проблемного состояния, центр теряется. Это то, что превращает сложную ситуацию в невозможную проблему.
РД: Хорошо, Кармен, давай потратим немного времени на то, чтобы убедиться, что ты можешь найти свой центр. Помнишь, мы говорили, что центрирование — это движение вниз, опускание центра тяжести, приближение его к земле. И один из способов это сделать вместо того, чтобы блокировать свои колени, — позволить им согнуться. Так, хорошо, просто согни колени, дыши и позволь себе опуститься в свой центр.
Хорошо. Так лучше? (Кармен кивает.) Хорошо, теперь я хотел бы сделать вот что — попросить тебя немного поисследовать, как встречаться с приходящими извне энергиями и как взаимодействовать с ними. Я буду мягко толкать тебя в различных направлениях и прошу тебя понять, каким образом ты можешь “впитать” толчок в свой центр и продолжать оставаться центрированной, даже если ты будешь гибкой.
Первое, что я хотел бы выяснить: как ты реагируешь на мою энергию, когда я немного тебя толкаю. (Роберт начинает мягко толкать Кармен, чувствуя, как она реагирует.) М-м-м-м, когда я делаю так (мягко толкает), я не чувствую у тебя сильного соединения с центром. Кажется, что ты просто отдаешь мне свой центр. Я не чувствую твоего присутствия — похоже, как будто ты частично уходишь. (Кармен кивает.) Это один из способов ответить на давление извне — просто сдаться и позволить другим завладеть тобой.
Другой вариант — это мышечное сопротивление. Когда я толкаю, ты можешь подготовиться к толчку, можешь толкнуть обратно. Давай это попробуем. (Роберт толкает, Кармен напрягается. Затем Роберт резко прекращает давление, и Кармен теряет равновесие.) И можешь заметить — когда ты сопротивляешься, ты тоже отдаешь свой центр мне. (Кармен смеется и кивает.)
Под воздействием внешней силы ты можешь потерять свой центр, если пассивно подчиняешься или упрямо сопротивляешься. Но, как учат нас традиции айкидо, есть третий, «срединный путь», где ты можешь прибегнуть к гибкому центру, чтобы отдавать и получать энергию, оставаясь при этом в соединении и с самой собой, и с тем, что вне тебя. Я хочу попросить тебя исследовать это, энергетически меня отражая. Так, например, когда я касаюсь твоего плеча (Роберт касается плеча Кармен), воспринимай энергию, затем отправляй ее обратно ко мне, как волну. Оставайся расслабленной, втягивай
энергию в свой центр, выпускай ее обратно, словно в танце, — ты отдаешь и получаешь.
В НЛП мы говорим об отзеркаливании, но обычно не говорим об энергетическом отзеркаливании. Это родственный процесс, происходящий в обе стороны. Видите, Кармен не толкает меня, она встречается со мной, так что я могу почувствовать ее, а она может почувствовать меня.
(К Кармен.) Следующее, что я хотел бы, чтобы ты сделала, — встретилась с моей энергией и пропустила ее вниз, через свои ноги. И ты обнаружишь, что моя энергия вместо того, чтобы отталкивать тебя или чтобы заставить тебя потерять свою силу из-за твоего сопротивления, на самом деле моя энергия добавится к твоей и сделает тебя сильнее. Используй энергию толчка, чтобы наполнить свой центр и заземлиться еще лучше.
Хорошо, а теперь и в самом деле согни колени, и пусть энергия проходит через твои ноги в землю. Встречайся с энергией, воспринимай ее и направляй вниз через свой центр… Правильно делаешь… это хорошо… (Роберт и Кармен улыбаются, по мере того, как их движения и энергии сливаются в подобии стационарного танца.) Разве чувствуется, что ты прикладываешь много усилий?
Кармен: Нет.
РД: Таким образом, существует сила без усилий, сила без мышечных напряжений. И это именно то, что дает тебе центрирование! (Роберт и Кармен продолжают упражнение до тех пор, пока в один из моментов она чуть не теряет равновесие.) Хорошо, вот прямо сейчас, ты это почувствовала?
(Кармен кивает.) Ты стала подниматься из центра в голову. (Кармен улыбается и кивает.) Вот почему нам нужна телесная тренировка — мы должны закрепить навык в своем теле. Это не просто интеллектуальная идея, это — телесный навык. Так, давай попробуем еще раз (Роберт толкает)… вот так… вот так.
СГ: Расслабься через глаза, Кармен… Расслабься через глаза… Хорошо. (Кажется, что Кармен немного теряет равновесие.)
РД: Вот сейчас ты опять потеряла свой центр, ты это почувствовала? (Кармен кивает.) Хорошо, так, теперь еще медленнее, чтобы ты хорошенько почувствовала свой центр и энергию, с ним связанную (продолжает толкать). Очень хорошо!.. Чувствуешь, как ты начинаешь двигаться вокруг своего центра?
Кармен: (Улыбаясь.) Да!
РД: Хорошо, давай ненадолго остановимся… Ты можешь почувствовать, что внутри тебя есть некий центр, и он неизменен. Ты можешь почувствовать, как из этого центра исходит одновременно и большая сила, и удивительная гибкость. Ты можешь как бы усесться в него. Иногда мы называем его «хвостом кенгуру» или «хвостом динозавра». Это энергетический хвост, который ты чувствуешь позади себя, и ты на нем сидишь. (Демонстрирует.)
СГ: Давайте послушаем Кармен — с точки зрения того, на что это для нее было похоже.
Кармен: Когда меня толкают, и я отвечаю из своего центра, мне кажется, что тело само знает, что ему делать, — у него есть свой собственный естественный способ. Я ничего не должна была делать сама. Это как в танце.
СГ: Вот что мы называем «порождающим телесным разумом», начинающим раскрываться. И, возможно, вы обратили внимание, что ее глаза начали вести себя совершенно иначе. Они были широко открыты, мягко сфокусированы и смотрели куда-то за Роберта, куда-то в открытое пространство. (Кармен кивает.) Чтобы центрироваться, ты переходишь от фокусного видения к настройке на периферийную область, открываясь большому пространству так, чтобы энергия могла просто входить в твое тело, проходить через него и затем распространяться дальше, за пределы твоего тела.
РД: Теперь, когда у нас есть первый элемент — тело введено в действие, я хочу добавить еще один элемент, имеющий отношение к словам «негативный гипноз» и являющийся частью твоего проблемного состояния. Итак, мы начинаем танец снова… (Роберт и Кармен проходят через активный процесс центрирования, Роберт мягко пробует сдвинуть Кармен «с центра» своими словами и руками, в то время как Кармен занимается исследованием, может ли она сохранять соединение со своим центром во время тревожащих ее событий.) Просто обрати внимание, как ты можешь оставаться центрированной, по мере того, как я буду добавлять слова. У тебя нет смысла… Я тебя не понимаю… У тебя нет никакого смысла… Я тебя не понимаю. О чем ты говоришь?… Я не понимаю… Я не могу тебя слушать.
(Кармен двигается изящно, как бамбук на ветру, кажется центрированной и расслабленной.)
Хорошо, Кармен… это замечательно. (Роберт и Кармен улыбаются.)
(К аудитории.) Ну, вы поняли идею: «Теперь я добавлю энергию слов», потому что энергия слов тоже может вас отбросить.
Хорошо, теперь заключительная часть. Иногда то, что вы хотите сделать, — это всего лишь уклониться от энергии.
В первой стратегии — вы встречаетесь с энергией, впитываете ее и пропускаете вниз через ноги в землю, чтобы как следует укорениться и стать более сильными. Вы учитесь воспринимать позитивную или негативную энергию других людей так, чтобы она сделала вас еще более сильными. Я отражаю ее, чувствую ее силу, и — как говорит Кэмпбелл — в конечном счете, это не хорошая и не плохая энергия, это — просто энергия. И я могу ей воспользоваться, чтобы еще лучше заземлиться. Второе, что я могу сделать, — я могу продолжать оставаться центрированным и сойти с линии «атаки», повернувшись в сторону энергии, идущей по направлению ко мне.
СГ: Это — классическое движение айкидо, называемое тенкан. Вы не бежите от энергии, но в то же время она не блокирует вас и не сметет. Вы встречаетесь с ней, сливаетесь с ней, поворачиваясь, а затем к ней присоединяетесь.
РД: Обычные реакции на воспринятую угрозу или агрессию — это три стратегии выживания: борьба, бегство, замирание. Здесь же мы изучаем четвертую стратегию, называемую течение, или поток. В то время как я поворачиваюсь в сторону энергии, я начинаю поворачиваться вокруг нее, так что оказываюсь чуть-чуть позади, перемещаясь вместе с ней безопасным и весьма любопытным способом. (Роберт показывает несколько раз.)
(Обращаясь к Кармен.) Итак, я снова буду тебя толкать, а ты — воспринимать, но в то время, как ты будешь это делать, позволь мне пройти мимо — так тореадор пропускает быка, поворачиваясь в сторону, двигаясь из своего центра. (Роберт идет по направлению к Кармен с расставленными руками. Кармен поворачивается к Роберту чуть ли не спиной, поэтому они сталкиваются. И Роберт, и Кармен смеются над затруднительным положением.) Это хорошее обучение! (Роберт и Кармен смеются.) Именно поэтому мы проводим телесную тренировку. Ты должна запомнить это в качестве автоматического ответа своими мышцами — так, чтобы тебе не пришлось об этом задумываться. Давай попробуем снова, на этот раз двигайся в мою сторону, но не передо мной. (Они начинают двигаться, и Кармен поворачивается перед Робертом, что снова приводит к столкновению. Оба смеются.)
СГ: Кармен, запомни: думай, как тореадор. Позволь быку пройти, в то время как ты отступишь в сторону. Позволь мне тебя направить. (Стив шагает позади Кармен.)
РД: Хорошо, я — бык. (Смех.)
(Роберт начинает медленно двигаться в сторону Кармен, а Стив отводит ее в сторону, показывая правильное движение. Кармен улыбается, поскольку Роберт проходит мимо.) Вот! Вот. (Аплодисменты.)
Хорошо, теперь мы проделаем это снова, но на сей раз я добавлю несколько слов. Ты действительно готова? Центрируйся и будь готова, как тореадор, потянуть энергию к себе, затем отступи в сторону, в то время как она пойдет на тебя. Сообщи мне, когда будешь готова. (Кармен кивает, Роберт движется по направлению к ней.) Я тебя не понимаю. У тебя нет смысла. Я тебя не понимаю. (Кармен изящно изгибается в сторону, позволяя Роберту пройти прямо. Роберт выглядит удивленным, Кармен в восхищении. Аудитория смеется и с уважением аплодирует Кармен. Роберт улыбается и поздравляет Кармен.) Интересно, правда? (Кармен кивает.) Прекрасно, давай попробуем еще раз. Я буду приближаться к тебе под разными углами и с разных сторон. Просто почувствуй этот танец с его поворотами в сторону, наслаждайся росчерком движений, как тореадор. Сойди с линии атаки, будь в своем центре — месте безопасности и любопытства, почувствуй, как ты можешь ответить в позитивном ключе.
(Роберт приближается с разных сторон. Каждый раз Кармен отступает в сторону, поворачиваясь так, чтобы оказаться чуть позади него, и сопровождает его, по мере того, как Роберт продолжает двигаться в своем направлении. Теперь она уверенно его ведет.) Видишь, ты принимаешь «атаку», сходя с ее линии, это делает тебя свободной, и ты можешь поинтересоваться, как безопасно к ней присоединиться.
(Кармен сияет и выглядит очень счастливой.)
Теперь я хочу попросить тебя мысленно погрузиться в ту ситуацию на работе, которая была для тебя трудной. Вдохни, закрой глаза, сохраняй связь со своим центром, в то время как будешь воспринимать эту старую ситуацию… из этого нового места твоего центрирования. (Кармен выглядит очень центрированной и расслабленной.) И имей в виду, ты не должна ни о чем думать или пытаться что-либо сделать. Просто позволь себе осознать, почувствовать, как ты можешь находиться в этой ситуации с помощью новых
способов.
(К аудитории.) Вероятно, вы сможете заметить значительную разницу в ее соматическом состоянии, в то время как она это делает. (К Кармен.) Что ты замечаешь, Кармен, сейчас, когда находишься здесь?
Кармен: Все совершенно по-другому. У меня такое чувство, что у меня есть что-то стоящее, что сказать людям, и они хотят меня слушать.
РД: (Нежно.) Да, у тебя есть что-то стоящее, что сказать людям, и они хотят тебя слушать… (К аудитории.) Вы видите, как прямо сейчас на очень глубоком уровне происходит перепрограммирование. Это впечатляет — видеть такую реорганизацию… (К Кармен.) Ну разве это не прекрасно, знать, что у тебя есть еще один разум и что его можно взять с собой в эту ситуацию? И мне просто любопытно, Кармен, как бы ты теперь могла выразить свое призвание?
Кармен: (Сильным, ясным, конгруэнтным голосом.) Мое призвание — идти по пути общения.
СГ: Браво.
(Громкие аплодисменты. Кармен кланяется и оставляет сцену.)
РД: Хорошо. Давайте повторим шаги этого упражнения. Сначала нужно определить проблемную ситуацию. Где вам трудно проявлять свое призвание? Возможно, ситуация ощущается вами тяжелой или бурной. Поделитесь деталями ситуации со своим тренером, затем мысленно перенеситесь в эту ситуацию и вновь проживите ее. В НЛП мы говорим: объедините ее со своим нынешним состоянием.
Затем выйдите из этого состояния и начните активный процесс центрирования. Не забудьте разрешить своим коленям сгибаться. Как только вы блокируете колени — вы отдаете свой центр. В то время как тренер будет атаковать вас, вы, будучи центрированы, должны встретить его атаку, вобрать в себя ее энергию и отразить обратно, и вместе с тем все время оставаться гибкими… — воспринимаете, впитываете, отражаете обратно.
СГ: Помните: воспринимайте энергию в расслабленном, но центрированном состоянии. Если вы встретите ее с агрессией или с волнением, то только увеличите энергию нападающего. Если же вы встретите ее в состоянии центрированного расслабления, оно рассеет энергию нападения. Это — базовое понятие айкидо.
И, между прочим, когда Роберт говорит «встречайте энергию», мы имеем в виду, что в это время вы распространяете свою энергию, излучая ее вовне. Вы не блокируете агрессию и не сталкиваетесь с ней, но при этом вы не пассивны и не побеждены… Вы распространяете свою энергию за рамки этой агрессии, принимая ее и отражая обратно, как в танце. (Демонстрирует движение айкидо.) Как видите, мои ладони открыты, я ощущаю энергию, текущую через мои пальцы. Мои глаза широко открыты, я чувствую, как энергия излучается через них. Мой центр настроен и открыт. Так что я нахожусь не в состоянии ограниченного выбора «бороться или убежать» — напротив, все мое тело находится в состоянии «потока», а потому, какая бы энергия ни вошла в меня, она смешается с моей и будет позитивно использована. Это придает мне уверенности, обеспечивает свободу действий и возможность переводить негативную энергию в позитивную. Это высокое мастерство мы считаем одним из великих вкладов героя в свое путешествие.
РД: Вы не должны убегать от энергии или бороться с ней. Подключитесь к ней. Вберите ее в себя и пропустите вниз, в землю. Сядьте на свой «кенгуриный хвост». Держите канал открытым. И помните: телу ничего не надо делать — только расслабляться. Разуму не за что цепляться. Теперь попробуйте применить телесный навык активного центрирования, в то время как вы исследуете проблемную ситуацию. Мы уверены, что вы сделаете для себя некоторые очень интересные открытия. Вы обнаружите, что некоторые части тела вам придется терпеливо обучать быть более текучими, другие части тела должны будут стать более присутствующими. Этот процесс уникален для каждого человека.
Недавно я проводил подобный процесс с женщиной, которая являлась вице-президентом банка. Всякий раз, когда я касался нижней части ее спины во время активного центрирования, она становилась очень зажатой; она удерживала в своей спине этот паттерн реактивной уязвимости. По мере того как она узнавала, как оставаться расслабленной и находиться в соединении со своим центром, процесс ее взаимодействия с коллегами по работе коренным образом изменился. Интересен факт, что раньше она всегда беспокоилась по поводу людей, которые что-то делали «за ее спиной», и по поводу людей, которые наносили ей «удар в спину». По мере того как она осваивала центрированное состояние, ее отношения на работе изменились в лучшую сторону. Так что в результате исследования активного центрирования каждый получит свой урок и свой результат.
Если вы, как тренер, чувствуете, что клиент способен оставаться центрированным, когда вы двигаетесь вместе с ним, то прибавьте несколько слов того «негативного гипноза», который сопровождает проблемную ситуацию. Сделайте так, чтобы клиент начал исследовать, как можно в позитивном ключе впитать в себя и выпустить энергию этих слов. Затем переходите к перемещению поглощенной энергии в землю, в то время как вы,
укоренившись, продолжаете быть рядом, немного отойдя в сторону. Двигайтесь по кругу, думайте, как тореадор, наслаждайтесь танцем.
Затем пусть ваш клиент-исследователь закроет глаза, глубоко дышит, центрируется, возвратится к первоначальной ситуации и обратит внимание на то, что изменилось в его внутренних переживаниях. Неизменно возникнут существенные позитивные перемены, как у Кармен. Интересно то, что проблема преобразуется без всяких сознательных попыток с вашей стороны подумать о том, как ее изменить. Проблема преобразуется за счет изменения состояния, в котором вы ей занимаетесь. И наконец, вы переходите к очень важному заключительному шагу — выражению своего «призвания», в то время как вы по-новому присутствуете в той старой ситуации.
Это практическое упражнение обычно занимает всего лишь около десяти минут.
Отрывок из книги Стивена Гиллигена и Роберта Дилтса “Путешествие Героя. Путь открытия себя”.